Rambler's Top100
ДВОЕСЛОВИЕ/ДИАЛОГ

Последнее десятилетие в области светского современного искусства наблюдается довольно интересная тенденция. У теоретиков искусства постсекулярного общества после десятилетий господства левого марксистского дискурса вдруг зазвучала тема религиозности. Серьёзные международные художественные форумы стали уделять всё больше внимания этой проблематике. Например, тема Первой Сингапурской Биеннале Современного искусства 2006-го года была сформулирована как «Верю!». В парижском Центре Жоржа Помпиду в прошлом году состоялась масштабная выствка «Следы сакрального» в искусстве ХХ века и международная конференция «Религия: новые перспективы», и т.д.

И эта тенденция, на наш взгляд, конечно, не случайна. Периодически всё сильнее сотрясающий мир и неуклонно углубляющийся кризис общества потребления поневоле заставляет задуматься о прочности фундамента всего здания современной культуры - безбожного гуманизма. Почему постулируемое им понятие бесценности человеческой жизни сейчас фактически превращается в свою противоположность - «без ценности»; прогресс оборачивается нравственным распадом личности, семьи и общества, в котором тотальный цинизм становится уже культурной доминантой. В такой ситуации передовая мысль, естественно, всё активнее ищет возможные пути возрождения, возвращения к живому источнику культуры - идеалистической философии, вере и «новой» религиозности. Блудный сын возвращается к Отцу. В Европе, надо сказать, диалог современного искусства и Церкви, несмотря на всю его проблемность в XX столетии, всё же никогда не прерывался совершенно, и довольно разветвлённая сеть религиозных центров современного искусства способствует поддержанию связей Церкви и искусства. В Ватикане, например, с 1973-го года начал действовать музей современного католического искусства. В Австрии несколько лет ежегодно успешно проходит ночь церквей, организованная по принципу уже ставшей известной россиянам ночи музеев. В действующих храмах Линца, Граца, Зальцбурга, Вены проводятся концерты современной религиозной музыки, показы видео, инсталляций, перформансов актуальных художников на религиозную тему. Церкви открыты всю ночь. Множество посетителей, особенно молодёжи. Внимание СМИ. В ноябре этого года Папа Бенедикт XVI встретился с 250 всемирноизвестными представителями художественного мира в Сикстинской Капелле с целью обсудить возможности возобновления активного диалога между искусством и Церковью сегодня и т.п.

В России однако, подобного диалога со времени большевистского переворота 1917-го года, к сожалению, не наблюдается вовсе. Вернее, сегодня он протекает в совершенно болезненных, неприемлемых формах, в основном, в залах заседаний Гражданского и Уголовного Суда, поскольку современное искусство в глазах верующих ассоциируется, в основном, лишь с вакханалией, кощунством и попранием Святынь. Это конечно же далеко не так, хотя, надо сказать, проблем и взаимного недоверия, безусловно, и у Церкви и внутри художественного сообщества за годы советской и постсоветской власти накопилось достаточно. Между элитарной Эстетикой современного искусства и представлениями о Прекрасном у обывателя лежит уже чуть ли не пропасть. Положительный опыт сотрудничества Церкви и художников «мистической» ветви русского авангарда начала ХХ века практически полностью утрачен. Несмотря на это, год назад нам всё же удалось организовать круглый стол о возможности диалога Церкви и современного искусства. После двух заседаний круглого стола, его участники решили, что художественная выставка на тему этого диалога может послужить хорошим материалом для дальнейшего предметного разговора. Предполагается, что выставка будет являться для общественности некоторым совместным заявлением о намерениях. Художники предоставляют работы, в которых прослеживается тема упомянутого диалога, а Церковь предоставляет выставочное пространство - действующий Храм, таким образом подтверждая свою заинтересованность в проблематике. В идеале, нам, как кураторам выставки, хотелось бы, обозначить тенденцию в современном искусстве, так или иначе развивающую христианскую культуру сегодня. Но, поскольку, пока такую тенденцию проследить отчётливо довольно сложно (вероятно, мы, в какой-то степени, и подталкиваем художественное собщество к этому), для первой выставки мы решили привлечь несколько известных современных художников, в работах которых богословская тематика, отсылы к христианской культуре прослеживаются ясно и, вместе с тем, бережно и неспекулятивно, сочетаясь в то же время с актуальным живым художественным языком их произведений.

Гор Чахал. Москва, 2009.